Юрий Петрович Власов - чемпион СССР, Европы и мира в 1959-1964 годах, чемпион Олимпийских игр 1960 года в Риме, серебряный призер Олимпиады 1964 года в Токио.
Он родился в 1935 году. Сейчас ему 74 года. Когда было 69, он установил рекорд для ветеранов: выжал лежа 185 килограмм. При соб­ственном весе до 110 кг.
Ну-ка, читатель (сейчас я обращаюсь только к мужчинам), признайтесь откровенно, способны ли вы хотя бы половину такого веса снять со стоек, опустить на грудь и полностью выпрямить с этим весом руки?
Кстати говоря, этот выдающийся тяжелоатлет открыто поддерживал культуризм - так в 60-70-е годы XX столетия в СССР называли бодибилдинг. Это была смелая позиция, так как официальная советская пропаганда в те годы бичевала культуризм как уродливое явление буржуазного общества. А Юрий Петрович Власов вот что написал в своей книге «Справедливость силы» (1989 год):
«Несколько лет спустя в Париже я опять стал свидетелем соревнования культуристов, но уже только на титул «Мистер Универсум» Европы. Захотелось глянуть на ребят поближе. Я был тогда достаточно известен для того, чтобы проникнуть без помех в любое место, где ценили силу. За сценой дворца Шайо меня окружили обнаженные смуглые парни (условия конкурса требовали выступления лишь в плавках). Что за проработка мускулов! Я любовался ими, а парни сквозь костюм трогали меня. Затем скучились на корточки у моих ног: массивные мышцы бедер их заворожили. Мы фотографировались поодиночке и вместе, смеялись шуткам. Я объяснял свою тренировку.
Хоть и бранят это направление в спорте, а видеть этих парней - удовольствие. Что за грудь, посадка головы, талия! Добавить бы к их методике бег и упражнения на гибкость - и огрехи культуризма сведены на нет. А достоинства - вот они: сильные и красивые люди. Ведь, организуя мускулатуру, они обязательно и помногу упражняются с тяжестями. Стало быть, насыщаются силой.
Кстати, большой спорт мало общего имеет со здоровьем. Это неистовый труд, и часто в ущерб здоровью. Иначе не награждали бы первых спортсменов высшими орденами. Этого никак не скажешь о культуризме, если его кое-чем дополнить. И вообще, почему позволительно беспокоиться о красоте бездушных предметов - мебели, домов, улиц, тортов, платьев, обуви, автомобилей, клумб, а вот совершенство телосложения, энергия мускулов - это «извращение», «эгоизм»? Логика не совсем внятная.
Культуризм заботится о величине и ладности мышц и в общем-то укрепляет здоровье. Сложить могучие мышцы - сколько же надо работать! А это не может не влиять на обменные процессы и сердечно-сосудистую систему. Организм не может быть безразличным к подобным нагрузкам. При добавлении к культуристской методике бега на выносливость, упражнений на гибкость и ограниченность собственного веса получается добротная оздоровительная система. В данном случае культуризм преобразуется в атлетическую гимнастику, принятую и пропагандируемую в нашей стране.
Доказывать уродливость какого-то явления ссылкой на его крайности - прием недобросовестный. Издержки сопутствуют любому явлению. Литература славна не только совершенными образцами.
Из этого не следует, что ее необходимо запретить. Крайности отталкивают. Уродливы и перегруженные мышцами люди, хвастливые пышностью форм, но ведь это всего лишь издержки! Культуризм потерпел урон от превращения в отрасль коммерции. Отсюда и несуразности. Впрочем, продается не только красота. Талант был и есть предмет купли-продажи».
Власов, без всякого преувеличения, был самым нетипичным атлетом сверхтяжелого веса, он выглядел весьма изящно по сравнению с такими домкратами, как Пол Андерсон (168 кг при росте 176 см) и Леонид Жаботинский (172 кг при росте 188 см).
Особенно хочу отметить его феноменальный жим стоя. Власов, навечно вписал в историю мировой рекорд в этом движении - 199 килограмм.
Ах, мировой рекорд в этом движении равен 236,5 кг, принадлежит Василию Алексееву (СССР), установлен в 1972 году? Все-то вы знаете!
Но знаете ли вы о том, что Власов и Алексеев выполняли два разных упражнения? первый раз слышите? Тогда я вам объясню.
Власов выполнял практически «солдатский жим» - с идеально ровными ногами, минимальным отклонением верхней части корпуса от вертикали и без ярко выраженного срыва с груди.
Алексеев же делал жимовой швунг - сгибал ноги в коленях перед срывом с груди, выталкивал штангу вверх, потом сильно отклонялся назад - практически это то же самое, что и уход под штангу при толчке с груди - а уже потом дожимал снаряд.
В те времена, когда поставил свой рекорд Василий Алексеев, атлеты чуть ли не запрокидывались назад, выполняя жим стоя.
Например, на кадрах кинограмм жима знаменитых в прошлом штнгистов шведа Юханссона и поляка Зелинского видно, насколько сильно атлеты прогибались в пояснице. Многие спортсмены по­лучали травмы позвоночника в этом упражнении. Последнее обстоятельство и послужило основанием для его запрета.
В декабре 2007 года Геннадий Иванченко, чемпион мира 1970 года по тяжелой атлетике, вспоминал в своем интервью:
«Жим был исключен из программы соревнований в 1972 году. Почему это случилось и как атлеты реагировали на такое решение IWF? Жим отменили из-за многочисленных травм спины, порой доходило до того, что атлет практически находился параллельно помосту, такой делали прогиб. Был позволен фукс, отсюда и травмы. Раньше жали в солдатской стойке».
А вот цитата из той же «Справедливости силы». Юрий Петрович откровенно высказался о «химической» силе:
«Все препараты, искусственно взращивающие силу, были получены во второй половине 60-х годов, когда мы уже ушли с помоста. Эти так называемые восстановители силы исказили облик мирового спорта. Сделан подлог: на препаратах поднят потолок рекордов, а историки спорта, журналисты продолжают сравнивать результаты - результаты атлетов, по существу, разных эпох. Да, был осуществлен подлог, нечестность дала дополнительную, и значительную, силу. Невозможно, недопустимо и в высшей степени несправедливо не замечать это и продолжать сравнивать силу от чести, мужества тренировок с силой, взращиваемой и взращенной на препаратах и разного рода восстановителях».
Применяли ли американские атлеты стероидные препараты во второй половине 50-х годов - то есть, лет на десять раньше той временной черты, на которую указал Власов. Нет!
А ведь как хорошо они смотрелись, «чистые» атлеты. Вот он, римский пьедестал олимпийцев.
Брэдфорд, правда, немного толстоват, но многие нынешние выдающиеся «лифтеры» выглядят также. Зато Власов и Шемански культуристам того времени внешне не очень-то проигрывают.